ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ 
В условиях турбулентности мировой и национальной экономики, возрастающих сложностей взаимодействия последней со странами западного мира необходимо расширение сферы и повышение эффективности стратегического управления (СУ) организациями на всех уровнях народного хозяйства. Теоретическое обоснование СУ, его связь с теориями организации, фирмы, промышленного развития и т. п. с учетом специфики российской экономики разработаны недостаточно. Особую актуальность в этих условиях приобретает формирование теоретико-методологической базы развития и имплементации стратегического управления отечественной экономикой. В русле решения данной задачи в статье обосновывается целесообразность применения системной парадигмы в качестве теоретической и мировоззренческой основы для разработки целей, методов и средств стратегического управления организациями; раскрывается ее сущность как совокупности системных методов восприятия, познания и преобразования экономики, включая экономическую теорию, хозяйственную практику, экономическую политику и управление экономикой. Автор показывает роль СУ как фундамента и источника коэволюционного развития системы планирования экономики, включая стратегический, календарный и операционный менеджмент; обосновывает потребность в современных типах стратегического управления, опирающихся на неколичественные (качественные) целевые характеристики предметной области и ориентированных на управление ценностной, духовной и интеллектуальной сферами организации. В качестве нового компонента теоретической базы стратегического управления выдвигается теория спиральной эволюции систем, синтезирующая концепции их линейного последовательного (как смены доминирующих ценностных ориентиров) и циклического развития (как чередования четырех фаз доминирования объектного, средового, процессного и проектного комплексов). Теоретическая значимость представленных разработок связана с развитием и углублением системного подхода в экономических исследованиях. Практическая ценность состоит в обосновании целесообразности расширения сферы стратегического управления с использованием системного инструментария повышения эффективности и координации управления на всех уровнях экономики.
В статье исследуется проблематика развития отечественной экономики в условиях, когда реализация рыночных механизмов ограничена поведением враждебно настроенных стран, в результате чего актуализируются задачи дальнейших научных разработок, поиска антикризисных подходов к развитию национально экономики, ориентированных на обеспечение ее безопасности в соответствии с приоритетными стратегическими интересами России. Целью исследования является анализ предпринятых Правительства РФ мер по обеспечению устойчивого экономического развития и обоснование новых мобилизационных подходов к регулированию российской экономики в условиях коллективных блокирующих санкций Запада. В ходе работы были использованы общенаучные методы, в том числе: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и аналогия, сравнение, сопоставление, историко-логический, интерпретация и др. Сделан вывод о возможности и необходимости усиления антикризисного государственного регулирования отечественной экономики с ее переориентацией на мобилизационную модель и формирование сбалансированного механизма взаимодействия производства и потребления в ключевых отраслях реального сектора с учетом стратегических приоритетов России в современных условиях хозяйствования. Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования в области государственного антикризисного управления и при разработке стратегий развития национальной экономики.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 
Целью исследования является определение направлений и факторов учета, включаемых в алгоритм оценки индекса цифровой зрелости регионов России для совершенствования данной методики с учетом аспектов второго и третьего этапа цифровой трансформации государственного и муниципального управления (ГМУ). В ходе работы применялись методы анализа, обобщения и систематизации. Авторами отмечена проблема несоответствия целевых направлений цифровой трансформации ГМУ с фактическими мероприятиями, указана целесообразность учета индикаторов в предложенных направлениях при оценке индекса цифровой зрелости в регионах России. В работе дано определение цифровых экосистем, отражена взаимосвязь их особенностей с методикой оценки цифровой трансформации государственного и муниципального управления, этапы которой охарактеризованы и конкретизированы па примере зарубежного опыта. Актуальность исследования заключается в стратегической необходимости поиска точек роста для увеличения эффективности и результативности ГМУ в условиях цифровых реалий. Практическая значимость результатов состоит в возможности использования предложенных направлений учета методики оценки цифровой зрелости в субъектах РФ органами государственной власти при ее модернизации.
Цель статьи состоит в исследовании проблемы предупреждения коррупционных рисков, связанных с участием государственных гражданских служащих на безвозмездной основе в управлении организациями предприятиями различной формы собственности. Задачи статьи — изучить допустимые законодателем случаи участия замещающих государственные должности лиц в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, рассмотреть связанные с этим внешние и внутренние коррупционные риски, уточнить причины их возникновения. Практическим результатом исследования является разработка на основании положений российских и международных правовых актов, в частности стандартов ISO 26000, ISO 37000, ISO 37001 и ISO 37002, перечня мер и условий предупреждения такого рода рисков и механизма их реализации.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 
Перед руководством компании традиционно встает задача повышения результативности человеческого капитала (ЧК), его своевременной трансформации, заблаговременного аккумулирования необходимых кадровых ресурсов. В данной связи целью настоящей работы стало установление рациональной совокупности преобразований, которые проходит ЧК от зарождения до завершения существования. Под человеческим капиталом предприятия в работе понимается сочетание корпоративного ЧК организации и индивидуального ЧК ее работников. Методическую основу исследования составили четырехкомпонентная системная экономическая теория, эволюционная теория фирмы, в частности, особенности жизненных циклов организаций (ЖЦО) и, наконец, теория ЧК. Привлечение данных научных подходов позволило продемонстрировать, что эволюция человеческого капитала в корректном варианте (при переходе от одного этапа жизненного цикла к другому) происходит синхронно с изменением управленческих задач предприятия, которые возникают на каждой из стадий ЖЦО. Они определяют приоритетные запросы к элементам ЧК, приводящие к ротации последних и выделению среди них наиболее востребованных для соответствующего этапа ЖЦО. С научной точки зрения основным итогом работы стало выявление унифицированных ключевых стадий, составляющих сообразный цикл развития человеческого капитала предприятия (определяющих его эволюцию), а также установление позиций корпоративного и индивидуального ЧК, наиболее ориентированных на решение проблем соответствующего этапа. Верификация полученных результатов проведена на примере эволюции базовых элементов ЧК предприятия — корпоративной культуры и стиля управления. Сделанные выводы призваны помочь руководству компаний определить компоненты ЧК, преимущественно востребованные на соответствующих этапах жизни организации и своевременно выбрать направления повышения потенциала и эффективности персонала.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ 
Цель работы состоит в изучении вопросов государственного регулирования нефтегазового комплекса, в числе которых — актуальные направления его совершенствования, в том числе экологические факторы, в условиях цифровизации мировой экономической системы и глобального энергетического рынка. Автором исследована значимость повышения эффективности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в контексте обеспечения национальной и энергетической безопасности, разработки прогнозов стратегического развития. Сделан вывод о необходимости отражения долгосрочных целей и тактических задач в программно-целевых документах, расширения кооперационных взаимодействий с различными отраслями экономики и производствами, содействия на уровне государства технологическим инновациям, позволяющим расширить промышленно-производственный потенциал и обеспечить опережающие темпы развития нефтегазового комплекса. Работа выполнена с использованием таких научных методов, как синтез, анализ, обобщение и сравнение, а также с позиций системно-функционального и комплексного подходов. Практическая значимость результатов заключается в теоретическом обосновании необходимости государственного регулирования нефтегазового комплекса в условиях цифровых технологических изменений. Оно направлено на содействие внутреннему отраслевому развитию, стимулирование комплексного внедрения инноваций, выход на опережающие темпы экономического роста.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ 
Социальные инициативы не всегда рассматриваются в контексте эффективности — на первый план часто выходит решение определенных задач, без учета необходимых инвестиций или формируемых результатов. Вместе с тем в текущих кризисных условиях, когда доступ к финансированию экстремально ограничен, вопрос эффективности приобретает особую актуальность как для государства, так и для частных инвесторов, реализующих социальные проекты. Одними из самых распространенных методов их оценки являются система сбалансированных показателей и модель «затраты-выгоды». Цель данной работы — исследование особенностей практического применения данных инструментов для оценки эффективности социальных проектов, обоснование конкретных метрик, подходов к их объединению в единую систему, а также рассмотрение некоторых особенностей расчетов, например обоснование социальной ставки дисконтирования. В работе применялись такие научные методы, как анализ, сравнение, обобщение и моделирование. Автор адаптирует сбалансированную систему показателей к оценке социальных проектов, приводит ее структуру и предлагает типовую модель, которая может быть использована вне зависимости от области применения (здравоохранение, образование, спорт и проч.). В сегодняшних условиях наличие справедливой системы оценки станет важным конкурентным преимуществом, делающим данное исследование интересным для государственных структур на федеральном и региональном уровнях, государственных корпораций и бизнеса, а также благотворительных фондов.
ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ 
Цель работы — выявление сущностных характеристик предмета исследования истории управленческой мысли (ИУМ) в трудах отечественных авторов, изданных в период с 1985 по 2022 г. Для ее достижения решены следующие задачи: проанализированы работы ведущих ученых по этой теме, сформулировавших собственную позицию о предмете исследования ИУМ; выявлены три сущностные характеристики предмета исследования ИУМ; проведен критический анализ сущностных характеристик предмета исследования ИУМ. В ходе исследования применялись такие методы научного познания, как анализ, синтез, сравнение. Существующие на данный период формулировки предмета исследования ИУМ как науки подвергнуты критическому анализу, а выявленные сущностные характеристики предмета ИУМ могут стать основой для дальнейшего развития исследований ИУМ в специфических предметных областях. Изложенный подход к пониманию предмета исследования ИУМ может послужить дальнейшему развитию именно историко-управленческих исследований и закреплению ИУМ как обособленной научной дисциплины.
КОНГРЕССЫ, КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ 
ISSN 2618-9941 (Online)