Preview

Управленческие науки / Management Sciences

Расширенный поиск
Том 7, № 2 (2017)
https://doi.org/10.26794/2304-022X-2017-7-2

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

15-22 652
Аннотация
В данной статье в обзорной форме рассматривается мегапроект, позволяющий России совершить качественный переход в своем развитии в масштаб седьмого постиндустриального технологического уклада. Важным фактором седьмого постиндустриального технологического уклада является наука «Управление», отличающаяся от понятий «наука управления» и «теория менеджмента», представляющих комплекс мер, стратегий по ведению хозяйства, управленческий инструментарий и т. д. Создание науки «Управление» и производительных сил седьмого постиндустриального технологического уклада - виртуальных технологий и инновационной экономики - составляет содержание мегапроекта. Авторы статьи дают аргументированное обоснование мегапроекта и приводят краткую характеристику указанных производительных сил.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

6-14 568
Аннотация
В статье продемонстрирована сложность совмещения противоположных задач при разработке стратегических запасов: минимизация затрат на хранение и их оптимизация для своевременного удовлетворения запросов как в коммерческих целях, так и нужд государства. Охарактеризованы особая роль, масштабы накоплений государственных стратегических запасов, отмечены риски их создания и хранения. Указано на необходимость учета информационных ограничений при анализе задач государственной системы резервов из-за проблем открытости данных по запасам. Рассмотрена целесообразность создания стратегического резерва нефти в России. Проведен сравнительный анализ различных представлений о формировании стратегического резерва нефти в России. Исследован зарубежный опыт создания и использования стратегического резерва, как коммерческого, так и государственного. Отмечен опыт хранения нефтепродуктов в системе государственного резерва России. Показано влияние нестабильности на рынке энергоносителей на решение о создании стратегических запасов нефти. Рассмотрены пути формирования коммерческих резервов нефти. Рекомендовано создание коммерческих нефтяных резервов на основе государственно-частного партнерства. Поддержан вариант использования стратегических резервов нефти как инструмента стабилизации нефтяного рынка.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

23-31 611
Аннотация
В статье* рассматривается проблема совершенствования механизмов государственной экономической политики, направленных на внедрение в практику управления эффективных методов и регулирования экономики муниципальных образований. Приводятся результаты систематизации актуальных вопросов эффективного управления социально-экономической системой муниципального уровня на современном этапе ее развития. В качестве одного из них выделено отсутствие четкой системы мониторинга, анализа и эффективного использования управленческой информации при принятии стратегических решений. По результатам анализа дана качественная оценка последствий нерешенности выявленных проблем для развития экономики муниципалитетов, обозначены основные направления и потенциальные резервы их преодоления на основе разработки инструментария комплексного моделирования и прогнозирования на муниципальном уровне. В целях анализа имеющегося научного задела рассмотрена сопоставительная оценка наиболее известных подходов в области моделирования экономики муниципального и регионального уровней. Проведенный анализ позволил условно выделить несколько агрегированных классов в этой области, отличающихся логикой построения систем, используемыми методами формализации и моделирования. В числе основных подходов рассмотрены: модели общеэкономического равновесия; модели на основе вероятностных методов; модели системной динамики; модели на базе интеллектуальных технологий. С учетом результатов анализа сформулированы основные принципы и требования к разработке инструментария комплексного моделирования муниципального развития. Обосновывается подход к разработке имитационной модели социально-экономического развития муниципального образования, основанный на комплексном использовании экономико-математических методов, инструментария сценарного анализа и имитационного моделирования, а также современных интеллектуальных технологий, позволяющих вырабатывать механизмы сбалансированного развития отраслей реального сектора экономики и социальной сферы, обеспечивающих сохранение устойчивого развития экономики муниципальных образований в долгосрочной перспективе. Приводятся результаты практической апробации предложенных теоретических и методических подходов.
32-43 734
Аннотация
Разработка инструментов стратегического планирования развития города на долгосрочный период является достаточно актуальной проблемой в настоящее время. Это обусловливается рядом причин, наиболее значимыми среди которых являются необходимость преодоления зависимости города от деятельности градообразующего предприятия и готовность к глобальным изменениям, связанным с наступлением эпохи постиндустриальной, интегральной цивилизации. Стратегический план развития города должен комплексно подготовить социально-экономическую систему города к неизбежным изменениям, в связи с чем при проведении подготовительных мероприятий к разработке стратегии было принято решение о проведении ряда форсайт-сессий. Опыт показал целесообразность применения указанной методики в выявлении трендов и технологий, дающих потенциальный контур социально-экономической системы будущего.

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

44-55 861
Аннотация
Целью данной работы является прогнозирование вероятности банкротства российских компаний на основе действующего законодательства. Эмпирическая база включает в себя 2017 компаний (из них 866 - банкроты) по четырем секторам экономики: оптовая торговля, строительство, производство электроэнергии, а также производство пищевых продуктов. В ходе исследования авторами была проверена состоятельность текущих нормативных значений финансовых коэффициентов, утвержденных нормативными актами Российской Федерации, а также предложены их уточненные значения на основе экономико-математического моделирования. Разработанные нормативы финансовой устойчивости позволяют классифицировать предприятия-банкроты и здоровые организации с точностью 75-85%. Данные нормативы рассчитаны для двух групп несостоятельных компаний: 1) официально признанные банкроты; 2) официально признанные банкроты и предприятия, которые проходят стадии арбитражного производства по исковым заявлениям кредиторов. Полученные результаты могут использоваться при принятии управленческих решений по антикризисному управлению предприятий.

УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ

66-69 804
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы кастомизации и кастомеризации как инновационных драйверов в условиях нестабильности и неоднозначности экономического развития. Исследуется относительно новая маркетинговая парадигма, определяющая изменения в потребительском поведении, вкусов, желаний и предпочтений на современных рынках. Во второй половине XX в. концепция «массового производства» трансформировалась в концепцию «массовой кастомизации», которая предполагает подгонку массового продукта или услуги под нужды сужающегося сегмента потребителей вплоть до индивидуализации продукта. На смену массовой кастомизации пришла «кастомизация», в рамках которой потребитель вовлекается в процесс производства и даже осуществляет покупку до момента окончательного изготовления и выпуска продукта. «Кастомеризация», в отличие от кастомизации, вовлекает потребителей и стейкхолдеров не только в производственный процесс, но также и в организацию и управление маркетинговой деятельностью. Такая трансформация смогла произойти только лишь благодаря бурному расцвету цифровых (digital) технологий, новых средств массовой коммуникации, интернет-сетей, которые привели к новой модели отношения с потребителями CRM, что и позволило вовлечь в диалог всех заинтересованных сторон относительно продукта, его дизайна, исследований, всех аспектов маркетинговой деятельности и даже корпоративного управления. Эти новые технологии практически перекроили маркетинговые стратегии и инструменты, сохраняя при этом основной принцип - ориентацию на интересы и нужды конкретных потребителей.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

56-65 643
Аннотация
Статья посвящена элементам решения проблем инновационно-инвестиционного проектирования и оценки эффективности (пользы) инвестиционных проектов в создании наукоемкой продукции - авиационных комплексов (АК) в авиационной промышленности. В статье нами сделана попытка рассмотреть некоторые аспекты анализа и методы формирования ключевых показателей эффективности (пользы) инновационно-инвестиционной деятельности создания и развития АК, которые также могут помочь в решении актуальной экономической проблемы - формирования методологии организации инновационно-инвестиционного проектирования (ИИП) в авиастроительном производстве, что имеет особо важное экономическое, социальное, научное и оборонное значение. Выделены и предложены различные виды взаимодействий в процессе реализации мероприятий программ и планов развития авиационных и других комплексов ИИП, например таких, как соревновательность, выполнение инициативных разработок и финансирование их за счет собственных ресурсов, оценка комплексной полезности, контроль и др. Предлагается некоторая система общих показателей эффективности (пользы) ИИП, дифференцированная по типу производственных отношений, стадии инновационно-инвестиционного процесса, виду объекта контроля и субъектам, оценивающим инновацию, - АК. Наряду с методологическими подходами, предложены методический инструментарий интегрированной системы управления авиастроительного предприятия, комплекс поддержки принятия решений «ТОВАРИЩ» и оценки эффективности (пользы) ИИП - ССТ (Старик, Суворов, Точилин). Произведена подготовка их программной разработки и практической апробации в условиях неопределенности и рисков, базовым методом в этом является комплексный комбинированный метод подготовки принятия решений (ППР) и другие решения, которые также могут помочь экспертизе и оценке ключевых показателей ИИП при создании АК.

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ

70-77 615
Аннотация
Актуальность изучения проблемы, связанной с развитием институциональной базы по реализации программ финансовой грамотности взрослого населения, обусловлена следующими обстоятельствами: необходимостью проведения на государственном уровне политики, связанной с повышением финансовой грамотности различных категорий населения; определением механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг; формированием разумного финансового поведения граждан России; дальнейшим функционированием региональных консультационно-методических центров по консультационному сопровождению населения на рынке финансовых услуг; увеличением количества консультантов, оказывающих финансовое консультирование различным категориям взрослого населения на безвозмездной основе. В качестве метода применяется многомерный анализ обучения консультантов-методистов на курсах повышения квалификации, осуществляемого в региональных консультационно-методических центрах с апреля 2016 г. по март 2017 г. По результатам такого анализа сформулированы выводы, определены приоритетные задачи и предложения по развитию институциональной базы для реализации программ финансовой грамотности взрослого населения.
78-86 666
Аннотация
Факторы, которые содействуют все более интенсивной конкуренции на российском рынке бизнес-образования, включают интернационализацию бизнес-практик и развитие международных стандартов менеджмента, которые повышают привлекательность образовательных услуг зарубежных бизнес-школ для российских потребителей. Результаты исследований, проведенных на экономическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова, показывают динамику изменений тех факторов, которые определяют конкурентоспособность на российском рынке бизнес-образования. Авторы показывают, что появляются новые характеристики стратегического поведения провайдеров дополнительного профессионального бизнес-образования в России: акцент на сетевых взаимодействиях и развитии образовательных программ совместно с бизнес-структурами и зарубежными бизнес-школами, растущее разнообразие образовательных программ, их структуры и содержания при увеличении внимания к управлению международными компаниями и сетями, кросс-культурной коммуникации в бизнесе, междисциплинарным аспектам и глобальным трендам в инновационном развитии.

КОНГРЕССЫ, КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)