Preview

Управленческие науки

Расширенный поиск
Том 5, № 1 (2015)
https://doi.org/10.26794/2304-022X-2015--1

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

6-17 202
Аннотация
Настоящая статья представляет собой результаты первого исследования проблем управления государством с использованием методологии теории сложности (кибернетической эпистемологии). Данный инструментарий позволил сделать вывод о том, что сложной, диссипативной системой государства, находящейся в точке бифуркации, нельзя управлять традиционными методами. Рекурсивный характер процесса развития государства и экономики объективно не поддается линейно-иерархическим методам управления и требует серьезной фундаментальной работы по применению математики странных аттракторов для моделирования и управления. Кибернетическая эпистемология выявляет непреодолимое противоречие между процессом формирования руководящей подсистемы по партийно-кулуарному принципу с задачами управления социально-экономическими системами. Решением вопроса может стать лишь переход к меритократической системе подбора кадров во все органы законодательной и исполнительной власти. Научная новизна представленных результатов исследования состоит в применении теорем Геделя о неполноте к анализу социально-экономических процессов. Современные теории и практика базируются на трех основных аксиомах: материя и энергия; клетка; эволюция, которые Ф. Энгельс представил в «Диалектике природы» вслед за Л.А. Фейербахом. Эти аксиомы позволяли объяснять социально-экономические процессы в диапазоне от Homo Economicus до Номо Soveticus. Для объяснения перехода от капиталитарной ступени развития к гуманистической необходимо ввести в научный оборот новую аксиому: аутопоэтический процесс эволюции сознания. Иными словами, меняется не только объект управления, но и сознание субъектов управления, что гениально предвидел еще в 1967 г. Дж.К. Гэлбрейт в своем «Новом индустриальном обществе».Интеграция этих и некоторых других достижений классической науки с методологией теории сложности позволила представить анализ двух вопросов управления и сделать вывод о движении государств, обществ и экономик новой гуманистической общественно-экономической формации.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

18-29 196
Аннотация
В статье выдвигается концепция системной модернизации предприятий как компромисса между административно-организационной модернизацией и органической эволюцией предприятия. Уточняется и развивается понятие предприятия, исследуются эмпирические данные о состоянии российских промышленных предприятий, определяются ключевые компоненты и мероприятия стратегии системной модернизации отечественных предприятий. Показывается, что определение понятия и сущности предприятия зависит от принятого подхода к структуризации социально-экономического пространства страны на макроуровне. Обосновывается целесообразность рассмотрения предприятия в контексте четырехзвенной структуры общества «государство - социум - экономика - бизнес», выделяющей бизнес как функционально обособленную сферу деятельности. Такой подход позволяет более адекватно описать среду функционирования предприятия и проанализировать взаимосвязи внутренних и внешних факторов модернизации. Анализ данных дистанционного обследования промышленных предприятий по выборке журнала «Российский экономический барометр», содержащейся в работе, приводит к выводу о неблагополучном состоянии более половины российских предприятий и позволяет выявить факторы внешней и внутренней среды, препятствующие активизации инновационной деятельности предприятий. Ведущими среди таких факторов являются нарушение внутренней целостности предприятий, несбалансированность влияния основных групп участников производства на принимаемые решения, слабый учет интересов развития хозяйствующих субъектов при определении экономической политики государства. Сочетание концептуальных продвижений с исследованием эмпирических данных и методологическими достижениями новой теории экономических систем дает возможность обосновать основные направления стратегии модернизации российских предприятий как необходимого условия социально-экономического развития страны. Предложен комплекс стратегических мер, которые затрагивают как внутреннюю организацию предприятий, так и отношения предприятий с государственными, рыночными и предпринимательскими и социальными структурами, а также нацелены на создание системы устойчивого инновационного развития предприятий всех отраслей экономики, форм собственности и организационно-правовых форм, размеров и территориального расположения. Несущим элементом предлагаемой конструкции должны стать механизмы многоуровневого и многостороннего стратегического планирования, дополняющие механизмы рыночной и административной координации деятельности социально-экономических субъектов всех уровней экономики.

ТЕМА НОМЕРА

32-43 220
Аннотация
В статье рассматриваются пути повышения эффективности государственного регулирования инновационной сферы в условиях запущенного Западом режима экономических санкций. Подчеркивается, что тем самым Россия получает мощный импульс к научному и технологическому развитию и к более рациональному использованию своего научно-технического потенциала. Анализируются шаги, предпринимаемые государством в части обновления стратегии инновационного развития, более обоснованного определения научно-технических приоритетов, механизмов их реализации, а также оптимизации инвестиционного процесса в интересах стимулирования развития высокотехнологичных отраслей промышленности. Сформулированы предложения по совершенствованию организации прогнозной деятельности и координации функционирования федеральных органов исполнительной власти, в компетенции которых находятся вопросы технологического развития отдельных отраслей экономики.
44-48 170
Аннотация
В статье рассматриваются предпосылки, обусловливающие необходимость перехода на программно-целевое планирование, а также обосновываются его роль и значение в процессе формирования и реализации бюджета. Программно-целевое планирование исследуется как инструмент инновационной политики, осуществляемой посредством анализа реализации государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика».В научной статье дается всесторонний анализ федерального законодательства и указов Президента Российской Федерации по проблемам программно-целевого планирования в России, позволяющих обеспечить внедрение программно-целевого планирования как инструмента инновационного развития государства. Представлены результаты сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта по реализации государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». На основе результатов сравнительного анализа выявлены основные проблемы в сфере экономического развития и инновационной экономики, а также факторы, которые могут оказать существенное влияние на результаты инновационной политики государства. Обосновывается практическая значимость основных мероприятий подпрограммы государственной программы, а именно: обеспечение координации инновационной политики; поддержание на государственном уровне инновационных проектов, связанных с созданием и функционированием технологических платформ; реализация Комплексной программы развития биотехнологий на период до 2020 года; стимулирование инноваций в компаниях с государственным участием; создание и развитие институтов и инфраструктур, обеспечивающих запуск и работу инновационных проектов на всех стадиях развития; создание центров инновационного развития и др. По результатам исследования сформулированы выводы и рекомендации по совершенствованию программно-целевого планирования и внедрению инновационной экономики.
49-55 175
Аннотация
В статье представлены результаты анализа, прогноза и развития основных показателей, охватывающих инновационную деятельность российской промышленности.Оценка текущего состояния и прогнозы инновационного развития, приведенные в статье, базируются на данных официальной статистики. Основной источник статистической информации в области инновационной деятельности содержится в статистической отчетности Форма № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности». Прогнозу подлежат показатели, отражающие инновационную деятельность организаций промышленного производства, в частности затраты на технологические инновации и «отгруженную» инновационную продукцию. Кроме данных, непосредственно отражающих инновационный потенциал промышленных организаций, для расчета прогнозов в статье был использован набор макроэкономических показателей. Их состав определяется при разработке моделей прогноза для каждого конкретного прогнозируемого показателя на этапе анализа. В их число входят объем ВВП, величина федерального бюджета, структура его расходной части, темпы инфляции и ряд других.В основе методики прогнозирования был использован комплекс регрессионно-факторных моделей, дающих возможность получать прогнозы на основе предлагаемых сценарных условий развития экономической ситуации в стране. Модели, используемые в методике, являются адаптивными, т.е. способными оперативно реагировать на изменение характера динамики данных, учитывая при этом результаты прогноза, полученные на предыдущем этапе. В статье как результат расчетов представлены рейтинги различных видов экономической деятельности, полученные при расчете эффективности и инновационной активности. На этой основе формируется перечень лидеров и аутсайдеров.В результате анализа сложившихся тенденций, а также прогноза показателей, характеризующих инновационную сферу, получены выводы о перспективах ее развития.Представленные результаты могут быть использованы федеральными органами власти и бизнес-сообществом с целью принятия управленческих решений, содействующих выбору направлений инновационного развития.
56-60 196
Аннотация
В статье отмечается, что кластерный подход к организации и управлению производственно-инновационной деятельностью позволяет решать задачи регионального и отраслевого развития, добиваться конкурентных преимуществ организаций, привлекать инвестиции, а также способствует повышению эффективности взаимодействия государства, бизнеса, научно-исследовательских и образовательных учреждений. Для лучшего понимания перспектив развития российской экономики с использованием кластерного подхода рассматривается использование западного опыта в создании финансово-экономических механизмов развития инновационных кластеров. Среди них выделяются: прямое финансирование, снижение налогов, законодательная защита интеллектуальной собственности, предоставление ссуд и целевых дотаций, а также создание фондов внедрения инноваций. Как свидетельствует международный опыт, использование этих механизмов в кластерной модели развития регионов позволяет повышать эффективность функционирования региональных кластеров. Реализация кластерной политики в западных странах привела к росту производительности труда и инновационной активности предприятий в кластерах, к более интенсивному развитию малого и среднего бизнеса, к росту инвестиций в основной капитал, ускорению социально-экономического развития территорий, что в совокупности значительно укрепляет экономику государства. Кластерные инициативы в западных странах позволили повысить конкурентоспособность этих стран и оптимизировать управление национальной экономикой. Следует подчеркнуть, что одним из приоритетных направлений кластерной политики является поддержка высокотехнологичных секторов экономики (биотехнологий, информационных технологий и т.п.). Программы поддержки кластерных инициатив в западных странах предусматривают заявительный характер получения информации о кластерах для их последующего отбора. Власти организуют конкурс коллективных заявок. Причем предпринимательский сектор выступает в качестве основного катализатора инновационной активности и источника финансирования научных исследований и разработок (ИиР). Отбор кластеров происходит на принципах конкуренции - поддержку получают только лучшие. За реализацию кластерной стратегии отвечают сразу несколько министерств. Финансирование программ может происходить из нескольких бюджетов: из бюджета собственно программы, привлеченных средств из других федеральных и региональных программ.
61-65 194
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы международного сотрудничества университетов Италии и России, стратегия развития предприятий в сфере деятельности малого и среднего бизнеса, влияние партнерства с частным бизнесом Италии и России, обеспечивающим эффективное развитие международного образования как залога высокой гибкости и адекватности требованиям инновационной экономики разных государств. Цели статьи - рассмотрение проблем и перспектив развития малого и среднего бизнеса, обоснование значимости развития партнерства между малыми, средними предприятиями и сферой образования, в частности высшей школы как источника инновационных проектов и программ и генерации идей перспектив развития экономик стран. В статье приведен сравнительный анализ тенденций развития малого и среднего бизнеса, оценка макро- и микрофакторов, влияющих на решение задачи достижения и демонстрации высокого уровня полезности и ценности университетского образования, концентрации усилий по взаимодействию высшей школы и малого и среднего бизнеса. Дана оценка опыта «РИМ Университета» в организации стажировок профессоров из России в Италии с главной целью - соединить теорию обучения в Финансовом университете с практикой на предприятиях, особенно в малом и среднем бизнесе. В статье сделаны следующие выводы: исследование опыта функционирования и развития малых итальянских предприятий объективно показало, что деятельность малого и среднего бизнеса должна быть направлена на освоение новых технологий и производство новых видов продукции - более высокого качества и с наименьшими затратами, это обеспечит их конкурентоспособность, укрепит сильные позиции на рынке, обеспечит ожидаемую прибыль. Обосновано значение взаимодействия малого и среднего бизнеса с высшим образованием, генерирующим инновации, и необходимость развития профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава классических и научно-исследовательских университетов на стажировках в реальном секторе экономики российских и итальянских предприятий. Стажировки позволяют изучить опыт организации производственного процесса, бухгалтерско-аналитической работы, внутреннего контроля и аудита на предприятиях малого и среднего бизнеса. Дискуссии отраслевых семинаров нацелены на обсуждение вопросов бухгалтерского учета и особенностей налогообложения в Италии. Особое внимание уделено организации управленческого учета и управления запасами; мониторингу дебиторской и кредиторской задолженности; методам поддержания платежеспособности в обычной практике и в условиях кризиса и др.
66-67 185
Аннотация
В последнее десятилетие, основываясь на взаимных экономических интересах и схожести мнений по международным делам, Россия и Китай расширяют сотрудничество. В мае 2014 г. две страны объявили«новый этап всестороннего стратегического сотрудничества и партнерства».Для поддержки и продвижения этого стратегического сотрудничества в качестве ключевых областей были определены такие, как развитие инфраструктуры, например железнодорожных и автодорожных сетей, электростанций, транспорта, нефтеперерабатывающих предприятий. Серьезные инвестиции, традиционно инициируемые правительством, могут быть привлечены, по крайней мере частично, от частного сектора. В статье представлена краткая характеристика преимуществ и факторов успеха для облегчения работы в этих направлениях в будущем.
68-73 256
Аннотация
В статье рассматриваются основные проблемы развития инновационной деятельности, обеспечивающие экономический рост Республики Таджикистан. Представлены методы реализации инновационной политики государства, отражающие развитие инновационной деятельности. Отмечена важность государственной инновационной политики в создании благоприятного экономического и правового климата и материализации результатов интеллектуальной и инновационной деятельности. Кроме того, политика государства в области инноваций содействует формированию инфраструктуры национальной инновационной системы. На основе статистических данных проанализированы состояние инновационной активности предприятий, научно-кадровый потенциал и ход выполнения научно-технических работ. Отмечена роль государства в развитии инновационной деятельности предприятий. Приведены меры по поддержке инновационного предпринимательства, а также принципы государственно-частного партнерства в инновационной сфере. Исследованы основные причины, препятствующие развитию инновационной деятельности в национальной экономике. Выявлены факторы, сдерживающие инновационное инвестирование в Республике Таджикистан. Предложены различные механизмы поддержки инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. Рассмотрены основные моменты государственных программ в области развития инновационной деятельности. Научно обоснована целесообразность создания подразделения по поддержке и развитию инновационной деятельности при государственных органах власти. Особо подчеркнута роль введения льготного налогообложения для предприятий, осуществляющих инновационные проекты. Предложено участие страховой системы, компенсирующей возможные риски и убытки в процессе формирования и развития инновационной деятельности. Проведен опрос среди представителей малых и средних предприятий, выявляющий проблемы развития их инновационной деятельности.В целях стимулирования развития инновационной деятельности в Таджикистане предложены необходимые меры, такие как: софинансирование инновационных проектов со стороны государства и бизнеса; освобождение от налогов прибыли предприятий, реализующих процессы внедрения новых технологий, широкого применения методов ускоренной амортизации материальных и нематериальных активов; создание системы государственно-частного страхования научно-исследовательских и технологических разработок, а также государственной поддержки страховых компаний, принимающих на себя кредитные риски, связанные с освоением и коммерциализацией инноваций, и др.
74-80 212
Аннотация
Развитие экономики страны связано с необходимостью финансирования капитальных вложений, осуществляемых компаниями. В эпоху глобальной турбулентности придается особое значение поддержке государством реального сектора экономики. Государственное регулирование экономики должно быть направлено на создание условий эффективного использования компаниями имеющихся ресурсов, постоянное обновление основных фондов, поиск новых методов финансирования капитальных вложений. При финансировании капитальных вложений компании должны разумно сочетать внутренние резервы, т.е. амортизацию и прибыль, с иными источниками средств финансирования, в частности кредитами банков и бюджетным финансированием. Реальный сектор российской экономики нуждается в государственной поддержке, направленной на стимулирование производства отечественной продукции и развитие производства. Государство должно чутко реагировать на изменения, происходящие в экономике, и принимать меры, позволяющие отечественному бизнесу преодолевать экономические потрясения на рынке. Государство может обозначать вектор развития экономики страны и выстраивать конструктивный диалог с представителями реального сектора экономики для преодоления экономических трудностей.
81-86 176
Аннотация
Региональная инновационная политика направлена на формирование и развитие инновационной подсистемы экономики области, поддержание устойчивого экономического роста регионального хозяйства. Малое и среднее предпринимательство, имея неоспоримые преимущества при реализации инновационных проектов, наиболее привлекательно в этом процессе, что подтверждают статистические данные об эффективности инновационного развития Челябинской области, приведенные в статье.Наряду с успехами в статье акцентируется внимание на проблемах, с которыми столкнулись предприниматели региона при реализации инновационной политики.В рамках стратегии развития экономики и с учетом проблем в статье рассматриваются существующая инфраструктура поддержки инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства в Челябинской области, ее место и роль в совершенствовании управления инновационным процессом. Отмечено, что для подобной инфраструктуры необходима соответствующая система управления, которая в условиях современной экономики приобретает особое значение.В статье как вариант в качестве системы предлагается организационно-экономическая модель управления инновационным развитием малого и среднего предпринимательства. В основу формирования модели в соответствии с программой поддержки заложены три этапа и структурно модель состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой. В статье достаточно подробно рассматривается структура модели и ее роль в развитии инновационной системы Челябинской области.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)