Preview

Управленческие науки

Расширенный поиск
Том 5, № 2 (2015)
https://doi.org/10.26794/2304-022X-2015--2

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ 

6-12 251
Аннотация
В работе поставлена важнейшая проблема развития современной науки управления, которая в настоящее время переживает состояние кризиса. Трудности возникают в первую очередь из-за того, что методология социально-экономической науки в недостаточной мере отвечает современным требованиям общественной жизни. Но главное заключается в том, что основное внимание уделяется развитию товарно-денежных отношений, а значение системы управления отодвигается на задний план. Очевидно, что эффективность рыночных отношений зависит от качества управления. Без четкой взаимосвязи науки управления с экономической наукой трудно ожидать положительных результатов. К сожалению, в настоящее время такой тесной взаимосвязи не наблюдается. Развитие науки управления и экономической науки в основном проходит параллельно, мало стыкуясь друг с другом.Значение государственного управления из года в год возрастает, однако в процессе проведения реформ приоритетное значение государственного управления «затерялось» в лабиринтах рыночной экономики. Без создания мощной и действенной системы государственного управления немыслимо успешное развитие самих рыночных отношений. В работе подчеркивается значение двух системных свойств управления - целостности и институциональности. Отмечается необходимость целостного видения социально-экономической жизни страны, без которого в условиях сложнейшей структуры общественной жизни управление теряет свою качественную определенность. Однако надо иметь в виду, что за последнее время усилилось влияние на экономику институциональной идеологии. Такое требование не учитывается в сегодняшнем методологическом обеспечении государственной системы управления. Институциональные преобразования в стране происходят медленно и непоследовательно. Очевидно, настала пора существенно менять всю идеологию социально-экономической науки. В работе в качестве альтернативы предлагается ноосферная идеология общественной жизни, у истоков которой стояли академики РАН В. И. Вернадский и Н. Н. Моисеев. В результате выдвинутой на передний план общественной жизни парадигмы ноосферной идеологии, по мнению автора, проявляются большие возможности оздоровления не только экономической, но и социальной и политической жизни страны.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

13-19 305
Аннотация
В данной публикации приведены специфика деятельности компаний с государственным участием, особенности взаимодействия с органами Росимущества Российской Федерации. Рассматривается конкретная практическая ситуация по обоснованию выхода компании из прогнозного плана приватизации и разработке стратегии развития компании в виде кластера, сформированного на основе государственно-частного партнерства. Обосновывается логика практических шагов совета директоров по подготовке компании к взаимодействию с различными стейкхолдерами в рамках создающегося кластерного образования. Автор статьи рассматривает ситуацию «изнутри» как член совета директоров, как профессиональный независимый директор, представитель интересов государства в совете директоров. В статье обращено внимание на роль предварительной диагностики жизненного цикла развития компании, что важно для определения перспектив реализации будущей стратегии. Проведенная диагностика показала, что компания остро нуждается в преобразованиях, дабы не попасть в ловушку основателя (государства). Рассматривается вариант перспективного развития компании с участием как государства, так и бизнеса. В статье ставится вопрос об институциональной готовности к развитию модели государственно-частного партнерства (ГЧП) в конкретном регионе (Свердловской области) и в Российской Федерации. Приведены формальные и неформальные институты партнерства бизнеса и власти на конкретной территории, особенности их взаимодействия. В качестве формальных институтов ГЧП автор рассматривает правовую основу партнерства и ее легитимность, а также деятельность органов управления системы взаимодействия государства и бизнеса, координирующих реализацию проектов ГЧП. К неформальным институтам партнерства бизнеса и власти автор относит: уровень развития общества, культуру отношений в обществе, систему контроля за эффективностью (либо неэффективностью партнерства) со стороны некоммерческих организаций и местного сообщества, уровень доверия или недоверия к партнерству государства и бизнеса; прозрачность (транспарентность) партнерства или ее отсутствие; равенство возможностей для всех участников партнерства. В статье обосновывается стратегия перехода ОАО со 100%-ным госпакетом к кластеру в форме ГЧП и достижения синергетического эффекта для всех входящих в создающийся кластер стейкхолдеров. Ценность проекта создания ГЧП-кластера автор статьи как действующий член совета директоров рассматривает через призму кумулятивной ценности для государства, бизнеса, общества.
20-29 237
Аннотация
В статье рассмотрены основные проблемы управления развитием территорий поселений различного типа в современных рыночных условиях, определена структура управления градостроительной деятельностью на различных этапах проектирования. Представлена структура градостроительной деятельности с выявлением основных факторов, влияющих на механизмы управления градостроительным развитием территорий.Приведены изменения, происходящие в демографической и планировочной структуре, функциональных связях в процессе развития поселений различного типа. Представлены стадии и последовательность разработки проектных документов для различных объектов проектирования, дан перечень исходных материалов, на основе которых осуществляется проектирование. Определены основные градостроительные принципы и требования, необходимые для организации функционально-планировочной структуры поселения в процессе его динамичного развития с учетом изменений в распределении трудовых связей, размещении производства, жилой застройки, транспортной системы.Подробно рассмотрены особенности проектирования сельских поселений, выявлены основные функции этих поселений и роль в системе функциональных связей при организации территорий населенных мест.Обосновывается необходимость разработки прогнозных документов по перспективному развитию городских и сельских поселений, в том числе градостроительных программ, определяющих основные направления развития поселений, цели и сроки реализации градостроительных решений. Определены задачи планирования, проектирования и реализации градостроительных решений на текущий момент и прогнозный период.В статье рассмотрены вопросы организации улично-дорожной сети в процессе динамичного развития планировочной структуры городских и сельских поселений. Определены задачи и требования при организации транспортной системы в поселениях с учетом обеспечения безопасности пешеходного движения и сокращения затрат времени населением на передвижения по городу. Рассмотрены особенности организации улично-дорожной сети в сельских поселениях с учетом потребностей сельских жителей.На основе теоретических исследований, отечественного и зарубежного практического опыта приведены примеры формирования планировочной структуры городских и сельских поселений на различных этапах своего развития.Представлены научно обоснованные предложения по определению перспективных направлений социально-экономического развития территорий поселений на основе разработки комплексной проектно-планировочной документации, учитывающей приоритеты градостроительной политики с соблюдением общественных и коммерческих интересов.

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

30-36 241
Аннотация
В статье рассматриваются организационно-правовые формы российских корпораций в связи с изменениями в Гражданском кодексе Российской Федерации от 2014 г., согласно которым упраздняются закрытые и открытые акционерные общества (АО) (они должны быть перерегистрированы в публичные и непубличные акционерные общества). Согласно новой классификации с 1 сентября 2014 г. юридические лица делятся на унитарные и корпоративные по принципу членства. Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (правом членства) и формируют их высший орган, являются корпоративными организациями (корпорациями). К корпорациям отнесены все коммерческие юридические лица (за исключением унитарных предприятий), а также ряд некоммерческих [потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы) и пр.].По новым правилам корпорации, в свою очередь, делятся на публичные и непубличные: публичные АО схожи с существовавшими ранее ОАО; к непубличным отнесены ЗАО, ОАО и ООО. Деление основано на наличии или отсутствии листинга на фондовой бирже. По сути, коммерческие непубличные корпорации - это частные компании, принадлежащие ограниченному кругу лиц. В статье отдельное внимание уделяется режимам правового регулирования для публичных и непубличных обществ. Публичные корпорации в вопросах создания и организации органов корпоративного управления четко следуют требованиям корпоративного законодательства. В непубличных обществах участники корпорации имеют право выбора и возможность устанавливать правила поведения: выбирают самостоятельно вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета; определяют необходимость создания коллегиальных исполнительных органов, введения независимых директоров и создания комитетов в составе совета директоров исходя из принципа целесообразности и пр. Освещаются нововведения Гражданского кодекса Российской Федерации. Относительно корпоративного управления в непубличных обществах нововведения касаются: правомочности определения объема полномочий участников иным способом, кроме как пропорционально их долям в уставном капитале; необходимость удостоверения решений непубличного общества нотариусом и др. И в публичных, и в непубличных обществах предусмотрена возможность назначения нескольких единоличных исполнительных органов.В статье также дается экспертное видение относительно наиболее вероятных направлений развития корпоративного управления в непубличных российских компаниях на ближайшую перспективу.
37-42 251
Аннотация
Особенности услуг специализированных консалтинговых фирм определяются характером обслуживаемых отраслей, местом заказчика консалтинговых услуг в продуктовой цепочке, стержневыми компетенциями консалтинговой фирмы. Любой космический проект прямо или косвенно требует участия предприятий множества отраслей народного хозяйства и затрагивает интересы международного сообщества. В настоящее время начинается ускоренное развитие массовых международных рынков космических товаров (продуктов и услуг), происходит коммерциализация результатов космической деятельности. Управленческий консалтинг, как правило, наиболее востребован в сферах с четкими перспективами коммерциализации результатов. Коммерциализация результатов космической деятельности весьма желательна в той мере, в которой она не противоречит приоритетам государства. Опыт оказания консалтинговых услуг накоплен на рынке запусков и попутных запусков космических аппаратов. Искомые выгоды заказчиков, действующих на этом рынке, находятся в плоскости управления закупками; в этом звене продуктовой цепочки им необходимо закупить услугу запуска (попутного запуска). Основные профессиональные компетенции консультанта должны отвечать этим искомым выгодам клиента.В статье рассматриваются тенденции мирового рынка космических продуктов и услуг, показаны конкретные связи искомых выгод заказчиков и специфических профессиональных компетенций консалтинговой фирмы. Анализируется опыт успешной консалтинговой фирмы. Показано, что уникальность и конкурентоспособность торговых предложений, как правило, основаны на специфическом пакетировании услуг.Результаты проведенного исследования могут быть использованы консалтинговыми фирмами, заказчиками и исполнителями пусковых услуг и другими фирмами, действующими в сфере космической деятельности, иных наукоемких и высокотехнологичных сферах.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 

43-49 1852
Аннотация
Механизм трансформации сбережений населения в инвестиции консолидирует разрозненные сбережения домашних хозяйств и превращает их в важнейший источник инвестиций. Трансформируя сбережения в материальные, нематериальные и финансовые активы, население увеличивает собственное богатство. Вовлекаемое в инвестиционный процесс через свои сбережения население все в боÏльшей степени становится сопричастным процессам социально-экономического развития страны, одновременно воспринимая его результаты. Актуальность рассматриваемой проблемы заключается в том, что сбережения населения, способные трансформироваться в инвестиции, являются основным фактором аккумулирования внутренних резервов для стимулирования экономического роста, модернизации экономики России.Под действием экономического цикла в динамике сбережений происходят волнообразные колебания. Исходя из этого в статье выдвинуты следующие гипотезы:в сберегательном поведении населения на разных стадиях экономического цикла наблюдается наличие закономерностей;кризисное состояние экономики влияет на объем и структуру сбережений вне зависимости от характера возникновения самого кризиса. Для доказательства приведенных гипотез авторами данной статьи проводится анализ данных на протяжении 1997-2013 гг.Анализ включает в себя следующие этапы: определение субъектов сбережений; понятие сбережений и инвестиций; выявление взаимосвязи сбережений и инвестиций; анализ сберегательного поведения и мотивов сбережений на предкризисной стадии, во время кризиса, а также на стадии экономического подъема; расчет доли всех форм сбережений в общей структуре сбережений населения; расчет объема сбережений и инвестиций на стадиях экономических циклов; выявление взаимосвязи реального располагаемого дохода, уровня потребления, инвестиций со сбережениями на различных стадиях экономических циклов.Предложенный анализ позволит сделать выводы о предпочтительных формах сбережений со стороны населения, а также о том, качество каких институтов необходимо развивать для стимулирования инвестиционной активности населения.

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 

50-57 273
Аннотация
Реализация инновационного проекта практически всегда связана с повышенным риском. В современных условиях повышения неопределенности в экономических и других социальных процессах объективно возрастает необходимость поиска приемов, методов и технологий управления риском, что приводит к переориентации на новые риск-ориентированные подходы. Актуальность выбранной темы, с одной стороны, обусловлена наличием дискуссионных вопросов в методологии, а с другой - недостаточной проработанностью технологий и принципов управления риском в инновационной деятельности.В статье рассматривается концептуальная модель управления рисками в процессе формирования и реализации инновационного проекта. Ее основу составляет матричная система анализа рисков. Данная модель определяется совокупностью следующих требований: учет диапазона временны́х границ риска; определение зоны экономической устойчивости; иерархичность модели управления риском; последовательность формирования модели управления рисками; определение основных групп и подгрупп ресурсов; определение ожидаемых или желательных результатов. Особенности каждого этапа раскрыты в статье. Кроме того, предложена характеристика технологических, правовых, социальных, информационных, организационных факторов.По мнению автора данной статьи, процесс управления рисками в инновационной деятельности целесообразно строить на основе рекуррентного подхода. В его основе лежит способность организации к постоянному модифицированию комплекса методов управления риском на протяжении всего инновационного проекта. Другими словами, рекуррентный подход предполагает постоянное «возвращение» к различным этапам управления риском в интересах более эффективной адаптации организации к изменениям внутренней и внешней среды. Особое внимание уделено условиям и факторам, обеспечивающим реализацию рекуррентного подхода в управлении рисками инновационного проекта.Использование рекуррентного подхода в управлении рисками в инновационном проекте, по мнению автора статьи, способствует повышению эффективности деятельности лиц, принимающих решений по внедрению и развитию новаций.

УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ 

58-62 257
Аннотация
Статья посвящена сравнительному анализу и оценке надежности контрагентов. Для оценки надежности прежде всего необходимо ответить на вопрос: по каким характеристикам оценивать контрагентов. Система взвешенных экспертных оценок позволяет формализовать все оцениваемые параметры контрагента. Чем больше учитывается характеристик при анализе, тем точнее результат. Именно поэтому для всех характеристик должно быть предусмотрено «место» в корпоративной информационной системе и все характеристики оцениваемых контрагентов следует внести в информационную систему в обязательном порядке. Прежде чем применять метод экспертных взвешенных оценок, в статье предлагается ранжировать критерии, т. е. каждому критерию необходимо дать оценку или присвоить балл. Предлагается при ранжировании критерии сравнивать между собой; таким образом достигается цель объективности относительного значения оценки. Высшая оценка присваивается тому критерию, который наиболее важен для компании в настоящий момент. Сами по себе абсолютные значения цифр при ранжировании будут субъективными, однако при сравнении одного критерия с другим они примут объективные значения. Применение этой системы позволяет объективно оценить и сравнить контрагентов. Особое внимание уделяется классификации критериев и характеристик контрагентов, предваряющей процесс их ранжирования. Предлагается при классификации контрагентов применять правила математической логики. Объяснение нарушения правил логики «спецификой» бизнеса абсолютно неприемлемо, так как в таком случае «спецификой» можно обосновать, например, что корень квадратный из четырех не равен двум. Математика инвариантна относительно любого бизнеса, и нарушение правил математической логики приводит в практической жизни к тому, что базы данных «превращаются» в хаотически собранные элементы, что, в свою очередь, приводит к невозможности планировать или, например, корректно считать страховые запасы.Каждому уровню классификации соответствует определенный набор свойств. Для того чтобы свойства были однородны, необходимо определить основание деления, или, другими словами, принцип деления. При создании баз данных эти правила нарушаются, что приводит к невозможности корректно планировать ни конечную стоимость закупаемой продукции, ни взаимоотношения с контрагентами. Также предлагается прикладной расчет реальной себестоимости продукции с учетом оценки надежности контрагентов.

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ 

63-70 444
Аннотация
Целью данной работы* является построение модели индикативного управления. Индикативное планирование и управление предполагают мягкое администрирование и предоставляют возможности элементам системы сохранять свои преимущества в гибкости и способности к быстрому реагированию. Модель индикативного планирования предполагает выборочное вмешательство в те области, где имеется дисбаланс положительных и отрицательных факторов. Также индикативное планирование сочетает в себе исследование текущей экономической ситуации; задачи, цели, стратегии и программы для ускорения экономического роста и развития; макроэкономическую проекцию для экономики в целом. Таким образом, искусством планирования является достаточно активное вмешательство в экономику с целью преодоления основных проблем без превышения в то же время существующих полномочий государственного аппарата и без нарушения основ управления экономическим развитием.Результатом индикативного планирования является индикативный план, регламентирующий: а) прогнозные значения индикаторов предметной области при условиях инерционного или инновационного сценария; б) виды регуляторов, которые должны применять органы исполнительной власти для оказания влияния на динамику индикаторов при инновационном сценарии; в) показатели масштабов и степени глубины применения регуляторов. Основными функциями индикативного плана социально-экономического развития страны являются обоснование и выработка способов и методов регулирующего воздействия государства на будущую траекторию развития национальной экономики. В технологии разработки индикативного плана не должна преобладать экстраполяция прошлых тенденций. Первоочередная задача заключается в том, чтобы переломить сложившиеся негативные тенденции в социально-экономическом развитии, преодолеть депрессию и стимулировать экономический рост. Разработка индикативного плана начинается с формулирования целей социально-экономического развития страны на заданную перспективу и оценки имеющихся ресурсов, которые могут быть задействованы для реализации этих целей.В данной статье предложена авторская модель индикативного планирования и управления, которая может быть применена на всех уровнях экономики. Результатом данной модели является набор рекомендаций для управленческих решений.

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ 

71-78 225
Аннотация
Россия сегодня оказалась в исключительно сложном положении. Принятый Федеральный закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» базируется на том, что пополнение бюджета будет осуществляться за счет сырьевых ресурсов, а не за счет переработки. Вызовы, стоящие перед экономикой России, формируют основу нового условия перехода к инновационной экономике. В первую очередь необходима технологическая реиндустриализация. Правительство приняло антикризисный план, но среди антикризисных мер нет указаний для высшей школы. Единственным путем выхода из кризиса для России является опора на внутренние резервы и возможности для количественного и качественного роста экономики. В статье в качестве одного из таких резервов рассматривается интеллектуальный потенциал высшей школы и возможности использования вузовской науки как равноправного партнера государства и бизнеса в процессе реализации модели «тройной спирали», в частности возможности влияния вузов на технологический фон российской экономики. Рассматривается концепция «вуз - кластер» и (или) «вуз - инновационный хаб кластера», реализованная в Массачусетском технологическом институте (США) при создании Силиконовой долины. Для того чтобы обеспечить эффективное использование творческого потенциала вузовских ученых в процессе перехода к инновационной экономике, предлагается классификация научно-технологических приоритетов по четырем группам, в одной из которых предусмотрены целевые приоритеты, ориентированные на достижение конкретных социально- экономических целей России и ее регионов. Рассматриваются рейтинги инновационного развития субъектов Российской Федерации. Приведены результаты ситуационного анализа социально-экономического состояния регионов размещения федеральных университетов. Предлагается провести совершенствование систем мониторинга и отчетности, сопровождающих инновационные процессы в стране.

КОНГРЕССЫ, КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ 

79-83 174
Аннотация
В Международном университете в Москве (МУМ) 3 марта 2015 г. прошел круглый стол клуба «Вызовы XXI века», посвященный современным проблемам бизнес-образования. В заседании круглого стола приняли участие представители МУМ, Финансового университета при Правительстве РФ, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МГУ им. М. В. Ломоносова, РЭУ им. Г. В. Плеханова, МИСИ, РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, префектур г. Москвы и ряда других организаций. Информационный партнер мероприятия - журнал «Управленческие науки».
84-86 186
Аннотация
В начале апреля 2015 г. по инициативе кафедры «Общий менеджмент» Финансового университета при Правительстве РФ и секции «Экономика управления» Центрального Дома ученых РАН состоялся круглый стол «Управление устойчивым развитием социально-экономических систем». Тема круглого стола была выбрана не случайно. На протяжении последних нескольких лет проблема устойчивого развития становится все более важной в российском контексте. Устойчивое развитие - магистральный путь России в XXI в. Каждая страна должна увидеть свои главные проблемы и выработать на этой основе свою концепцию устойчивого развития.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)