Preview

Управленческие науки / Management Sciences

Расширенный поиск
Том 13, № 3 (2023)
Скачать выпуск PDF | PDF (English)
https://doi.org/10.26794/2304-022X-2023-13-3

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

6-20 444
Аннотация

Статья посвящена совершенствованию системы мониторинга социально-экономического развития (СЭР) муниципального образования (МО) как одного из основных инструментов управления. Актуальность исследования обусловлена отсутствием единой точки зрения на методы управления СЭР на муниципальном уровне, а также на роль мониторинга в данном процессе. Цель исследования — разработка методического подхода оценки СЭР МО для обеспечения эффективного мониторинга текущего и стратегического управления. Авторы пользовались такими научными методами, как обобщение и сравнение, статистический анализ, социологический опрос, экономико-математическое моделирование и метод экспертных оценок. В ходе работы были проанализированы наиболее распространенные методики оценки эффективности управления СЭР МО, выделены их особенности и недостатки. В результате изучения сложившихся подходов к пониманию категории «муниципальное образование» предложен авторский, базирующийся на совокупности взаимодействия четырех макроподсистем (социальная, экономическая, муниципальное хозяйство, управленческая). В процессе исследования обоснованы и разработаны разделы методического подхода к оценке СЭР МО, сформулированы требования к их реализации, а также проведена его апробация на примере муниципального образования «Город Киров». Предложенный подход позволяет комплексно анализировать динамику достигнутых результатов за долгосрочный период, в том числе определять уровень конкурентоспособности муниципалитета и общественную оценку, а также осуществлять мониторинг его социально-экономического развития в рамках выбранного коридора устойчивого развития в долгосрочной перспективе. Полученные результаты могут быть использованы органами региональной власти и местного самоуправления для повышения эффективности управленческих решений, а также местными стейкхолдерами в лице бизнес-структур и населения для разработки стратегий развития с учетом тенденций и перспектив развития территории.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

21-33 396
Аннотация

Целью настоящего исследования является анализ изменений в пространственной структуре национальной экономики, происходящих в том числе под влиянием санкций; выявление перспективных направлений и форм пространственной организации хозяйства, призванных способствовать преодолению сложившихся негативных тенденций и территориальных диспропорций в социально-экономическом развитии регионов страны. Одной из ключевых проблем экономики РФ в целом является структурная несбалансированность. По мнению автора, ее преодолению может способствовать создание инновационных и промышленных кластеров, территорий опережающего социально-экономического развития, особых экономических зон. Их роль заключается прежде всего в усилении межотраслевого, внутри- и межрегионального взаимодействия участников рынка, привлечении инвестиций (в том числе в развитие инфраструктуры), создании новых рабочих мест, обеспечении промышленного, научно-технологического и информационного развития, что в конечном счете призвано содействовать повышению конкурентоспособности регионов, сглаживанию различий в уровне их социально-экономического развития. В процессе работы использовались общенаучные методы: экономико-статистический, сравнительный анализ, систематизация данных. Результаты проведенного исследования могут быть учтены при актуализации стратегий пространственного развития России и социально-экономического развития субъектов РФ для выработки более сбалансированного подхода к принятию организационно-управленческих решений в этой области.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ

34-46 289
Аннотация

Необходимость идентификации, определения видов, специфики и особенностей коммерциализации цифровых интеллектуальных активов (ЦИА) обусловлена сложившимися реалиями и открывающимися возможностями получения дополнительных доходов, связанными с цифровизацией экономики и законодательным закреплением новых объектов гражданского оборота — цифровых прав. Цель работы заключается в характеристике ЦИА как объектов коммерциализации, выявление особенностей и условий ее проведения, а также факторов, влияющих на вид и размер лицензионного вознаграждения за передачу прав на данные активы. В качестве методологической основы исследования были использованы категориальный аппарат и методы управления в сфере интеллектуальной собственности и цифровых прав, методы классификации, статистического и сравнительного анализа, системный подход. Результатами работы стало определение двух трактовок ЦИА: как прав на объекты интеллектуальной собственности, существующих и имеющих ценность в цифровой форме, и как цифровых прав на объекты интеллектуальной собственности, распоряжение которыми осуществляется исключительно в информационной системе на основе технологии блокчейн; проведение типологизации ЦИА с выделением отдельных видов в рамках каждой из трактовок; выявление особенности коммерциализации ЦИА и факторов, влияющих на выбор вида и размера лицензионного вознаграждения. Сделанные по итогам исследования выводы могут применяться на практике руководством компаний при разработке стратегий управления новыми видами активов с целью повышения эффективности их коммерциализации.

47-58 338
Аннотация

Целью исследования является рассмотрение возможности совершенствования механизма G2C платежей в контексте цифровой трансформации социальной сферы, а также разработка методологической концепции модели реализации централизованного платежного сервиса в социальной сфере. Авторами проведен обзор предложений российских и зарубежных исследователей по стандартизации форм взаимодействия граждан и государства. Изучены подходы к пониманию эффективности модели социального обеспечения; проанализированы возможности совершенствования государственных программ развития социального казначейства и национальной платежной системы; предложены рекомендации на основании лучших платежных решений в сфере социального обеспечения. По результатам исследования авторами разработана модель централизованного платежного сервиса «СБП ЗХ», интегрирующая СБП в состав единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО), что упрощает «клиентский путь» за счет простой и удобной идентификации бенефициаров социальной помощи по номеру телефона. Результатами внедрения модели станут рост количества получателей социальной помощи среди жителей населенных пунктов страны, не имеющих доступа к интернету, и населения новых субъектов РФ (в условиях недостатка платежной инфраструктуры), а также увеличение доли безналичного денежного оборота на 5–6%. Предложенная мера по реализации механизма G2C платежей работает в рамках таких направлений, как проект «Социальное казначейство» и Стратегия развития национальной платежной системы на 2021–2023 годы.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

59-70 487
Аннотация

В России в настоящее время вопросы импортозамещения стоят как никогда остро. В данной статье эти проблемы рассматриваются применительно к различным секторам экономики, и в первую очередь — к химической промышленности, которая является базой для технологического прогресса и чье развитие позволяет создавать условия для возникновения и внедрения инноваций в других отраслях. Автор исследования поставил своей целью анализ ситуации с импортозамещением в химической промышленности, а также связанных с ней отраслях с помощью данных Росстата, существующих результатов исследований по схожей проблематике, а также на основе собственного опыта. В ходе работы выявлены основные тенденции импортозамещения и имеющиеся возможности для его увеличения. В качестве методологической основы использованы такие научные инструменты, как анализ, синтез, статистический метод и метод визуализации данных. Отраженные в данной статье результаты исследования могут быть полезны как исследователям развития высокотехнологичных отраслей промышленности, так и представителям федеральных и региональных органов исполнительной власти и иным заинтересованным лицам.

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ

71-85 405
Аннотация

Статья посвящена актуальной проблематике развития экосистемы технологического предпринимательства, возрастающее значение которого обусловлено необходимостью реализации инновационных высокотехнологичных бизнес-идей, их имплементации и итерации для достижения технологического суверенитета России. Целью настоящего исследования являются обобщение и оценка российского опыта государственной поддержки технологического предпринимательства, а также выявление барьеров формирования инновационной экосистемы на уровне регионов. В процессе исследования использован комплекс общенаучных методов, в числе которых: анализ и синтез, логический, монографический, анкетирование, обобщение, интерпретация, графическая визуализация. Преемственность международной практики инновационного развития для России, особенно в контексте содействия развитию сектора технологического предпринимательства, определена в плоскости формирования инновационного общества, ментального и когнитивного усиления национальной инновационной экосистемы. Проведен анализ ключевых императивов в части институциональных, финансово-экономических и программных механизмов поддержки российского высокотехнологичного сектора и предпринимательства. По результатам опроса субъектов инновационного процесса, проведенного в рамках тематических форсайт-сессий в период 2019–2023 гг. в регионах Приволжского и Уральского федеральных округов, обозначены барьеры, ограничивающие развитие экосистемы технологического предпринимательства, определены направления развития, способствующие повышению ее эффективности. С точки зрения практической значимости результаты исследования могут быть полезны органам государственной власти всех уровней в ходе реализации экосистемных управленческих решений, в том числе при разработке инструментов поддержки отдельных секторов экономики, подготовке дорожных карт, региональных стратегий и стандартов в области инновационного развития.

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

86-97 289
Аннотация

В статье освещается проблема проявления инвестиционной активности субъектами малого бизнеса, чья деятельность связана с сельским хозяйством. Резервы, оставшиеся в распоряжении предпринимателей после уплаты НДФЛ и НДС, определены путем анализа налоговых обязательств. Мониторинг официальных сайтов фондов содействию предпринимательству показал возможности привлечения инвестиций в форме грантов на поддержку и развитие бизнеса. Целью исследования является определение и обоснование путей реализации инвестиционной деятельности с помощью проведения грамотной налоговой политики применительно к субъектам малого бизнеса, занятых в сельскохозяйственном производстве. Для ее достижения была поставлена задача проанализировать налоговые вычеты с позиции увеличения собственных денежных ресурсов субъекта и возможности последнего по их инвестированию в производство. В ходе работы использовались следующие методы: монографический, абстрактно-логический, экономико-статистический, системный подход, сравнительный анализ. Методологической и теоретической основой послужили труды представителей отечественной науки, нормативно-правовые и законодательные акты РФ, регламентирующие функционирование налоговой системы; официальные издания, а также материалы научно-практических конференций. В ходе исследования предложено: рассматривать финансовые возможности субъектов малого бизнеса сферы сельскохозяйственного производства в качестве стимула для собственной инвестиционной активности; при заявлении права применения налоговых вычетов [НДФЛ (стандартные, социальные, имущественные, инвестиционные, профессиональные) и «входного НДС»] высвобождать собственные денежные средства из-под налогообложения и применять их, а также использовать возможности привлечения государственных и частных грантов в качестве инвестиций в производственный процесс.

УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ

98-107 1207
Аннотация

Различные тренды трансформируют организационный, потребительский и методологический ландшафт предприятий, чья деятельность относится к индустрии моды. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена изменениями в стратегиях, применяемых в настоящее время в этой сфере, что связано со сложившейся геополитической обстановкой, а также с доминированием тренда человечности (эмпатичности) в стратегическом брендинге. Цель — исследования — выявление особенностей продвижения фэшн-брендов на российском рынке в условиях отсутствия зарубежных конкурентов на примере бренда одежды LIME, который входит в число наиболее популярных (свыше 100 магазинов на территории России и стран СНГ). В ходе работы использовались методы анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения, анкетирования. Авторами были сделаны выводы, что эффективность развития брендов зависит как от правильных стратегических решений, так и от понимания особенностей целевой аудитории, коммуникаций с клиентами в режиме реального времени и оперативного реагирования на их запросы путем применения высокотехнологических инструментов стратегического планирования, в частности персонифицированных ценностных предложений. На основании проведенного исследования были разработаны рекомендации по продвижению российских фэшн-брендов в современных условиях, которые могут найти практическое применение.

108-118 294
Аннотация

Страховая защита населения приобретает особое значение в период пандемий, трансформации экономики и других сложных процессов в жизни общества. В работе рассмотрено состояние страхового рынка в период пика пандемии COVID-19, а также основные тенденции его развития в течение 2022 г. Цель исследования — совершенствование мероприятий по продажам продуктов страхования здоровья с целью повышения рентабельности операций страховщиков. В непростых экономических условиях комплексная маркетинговая программа поможет компаниям, занимающимся страхованием, продолжить свое развитие и сохранить финансовую устойчивость. Предлагаемые мероприятия включают в себя: разработку новых продуктов и улучшение условий уже существующих на рынке; активное предложение добровольного медицинского страхования и новых программ для выезжающих за рубеж, мигрантов; изучение финансового положения корпоративных страхователей, индивидуальных предпринимателей; продажи через сеть Интернет; применение скидок при пролонгации договоров; расширение цифровизации в страховых сделках и др. В ходе работы использовались общенаучные методы: анализ и синтез, наблюдение, группировка и сравнение. Результаты исследования могут быть полезны сотрудникам страховых организаций, преподавателям и студентам экономических дисциплин.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)