Preview

Управленческие науки

Расширенный поиск
Том 5, № 4 (2015)
https://doi.org/10.26794/2304-022X-2015--4

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

7-21 269
Аннотация
Статья носит в основном программный характер и содержит краткий очерк основных понятий, конструкций и результатов системной экономики, в том числе некоторые новые концепции формирования устойчивых системных комплексов - тетрад, а также программу дальнейшего развития системной экономики. Экономика в целом в данной концепции рассматривается как единство экономической теории, экономической политики, хозяйственной практики и сферы управления экономикой. Соответственно, системная экономика в широком смысле охватывает системную экономическую теорию, системную, экономическую политику, системные свойства хозяйственной практики и системные характеристики сферы управления экономикой. Системная экономическая теория призвана интегрировать ключевые положения традиционной экономической неоклассической, институциональной и эволюционной теорий на базе концепций обшей теории систем и пространственно-временнóго анализа. Совместное применение этих подходов позволяет пролить свет на источники неэффективности и разбалансированности экономики на разных уровнях, распространить сферу экономической политики на решение проблем согласования и координации деятельности агентов, осуществления проектов, реализации экономических процессов и развития экономических сред. Тем самым все основные компоненты экономики оказываются включенными в единую концептуальную модель функционирования экономики. Миссия системной экономики при таком подходе заключается в исполнении роли единой теоретической платформы для развития экономической теории, экономической политики, хозяйственной практики и сферы управления экономикой.В статье приводится структурная схема генезиса системной экономической теории, показываются отличия системной экономической теории от неоклассической, институциональной и эволюционной теорий по таким признакам, как основная единица анализа и основной, с точки зрения данной теории, тип отношений между агентами, доминирующий тип равновесия в экономике и наиболее важный вид связей между факторами и результатами экономики. Показывается роль в системной организации экономики тетрад - структурных комплексов из четырех систем разных типов, выявляются различные источники формирования тетрад, в том числе показывается, что с каждой системой однозначно связывается тетрада, состоящая из комбинации всех подсистем каждого типа (объектного, проектного, средового и процессного). Применительно к страновой экономике это приводит к ее представлению в виде соединения объектного, проектного, средового и процессного секторов экономики. Приведена расширенная схема взаимосвязей между этими секторами. Представлен перечень основных направлений развития системной экономики.
22-33 179
Аннотация
В настоящее время экономическая кибернетика находится в состоянии поиска новой парадигмы развития, идею которой может подсказать современная философия науки. В статье раскрывается органичная связь развития представлений о научной рациональности с развитием экономической кибернетики. Классическая научная рациональность, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над научной деятельностью. В нем учитывается соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. При этом эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями, решается задача их соотнесения с осмыслением ценностно-целевых ориентаций субъекта научной деятельности. Рассмотрение эволюции представлений об экономической кибернетике в контексте научной рациональности позволило сформировать целостное видение этой проблематики и выявить тренды развития. В экономической кибернетике четко прослеживаются этапы классической кибернетики и кибернетики второго порядка. Классическая кибернетика базируется на идеях классической научной рациональности, кибернетика второго порядка - на идеях неклассической научной рациональности. Естественно предположить, что кибернетика третьего порядка должна базироваться на идеях постнеклассической научной рациональности. Обосновывается актуальность проблемы становления и институционализации кибернетики третьего порядка и соответствующей ей экономической кибернетики саморазвивающихся полисубъектных сред, базирующейся на идеях и социогуманитарных технологиях постнеклассической научной рациональности. В качестве практических иллюстраций используются Нобелевские премии по экономике. Предлагаемый подход мог бы позволить российской науке стать мировым лидером в формировании нового направления экономической кибернетики саморазвивающихся полисубъектных сред, соответствующего перспективным трендам мировых процессов XXI в.

ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

34-41 179
Аннотация
Курсы по истории управленческой мысли давно стали неотъемлемой частью образовательного процесса в университетах России. Однако среди классиков управленческой мысли до сих пор нет упоминания выдающегося ученого ХХ в. Вернера Зомбарта. Впервые вводится в научный оборот его труд, посвященный научному управлению. В нем он дает определение научного управления, описывает эволюцию управленческой мысли в Европе. Принципы управления, по мнению Зомбарта, могут относиться к формированию предприятия в целом (к проблеме сочетания всех производственных факторов в одно действенное целое); касаться лишь отдельных функций предприятия (калькуляция, погрузка и разгрузка сырья и т.д.); относиться к использованию капитала (бухгалтерия или производственные процессы) или «иметь» своим предметом обращение с вещами (система машин) или обращение с людьми (система заработной платы).Особое место в статье уделено появлению нового типа работника - «промышленного инженера» или «эксперта по рационализации». Зомбарт уточняет, что именно от инженера «на всех этих ступенях труда» зависит «постоянный учет хозяйственного значения нововведений для экономических интересов предприятия». Именно инженер должен проводить агитацию в пользу сделанных открытий и грядущих нововведений. Зомбарт считает, что научное руководство предприятием делает новые успехи, когда появляются «инженеры», не только «надзирающие за материальным процессом, но и обязанные заботиться о систематической связи остальных производственных процессов и о возможно более рациональной организации человеческого труда».Большое место в статье уделено библиографии на немецком, английском и французском языках по различным аспектам управления. Заслуживает большого внимания подход Зомбарта к описанию систем, «с помощью которых строится предприятие». Автор выделяет три системы: систему норм (система управления), систему чисел (система отчетности) и систему инструментов (система машин и автоматов).

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

42-51 172
Аннотация
Идеи, которые были заложены в программе земельной реформы в сельском хозяйстве России, по многим пунктам так и не воплощены в жизнь. Ежегодно сокращается площадь продуктивных земель. Механизмы и условия для интенсивного сельскохозяйственного развития и продовольственной стабильности в стране могут быть обеспечены благодаря совершенствованию государственной политики регулирования земельных отношений и системы управления земельными ресурсами и активами сельского хозяйства. Инвестиционную привлекательность сельскохозяйственного землепользования, в том числе повышение эффективности вложений в использование земель сельскохозяйственного назначения необходимо усилить посредством ряда управленческих решений.В частности, целесообразно провести исследования экономических, институциональных, социальных и стратегических граней использования земельных ресурсов. Применение интегрированных методов создания ресурсосберегающих технологий по использованию продуктивных угодий на основе достижения баланса между стабильностью соответствующей экосистемы и конкурентным ей использованием земли для получения доходов обеспечит позитивную комплексность в системе сельскохозяйственного землепользования. Непосредственная мотивация эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, вовлечения в обработку дополнительной пашни, улучшения естественного состояния угодий возможна на основе налоговых преференций, включая освобождение от земельного налога землепользователей, вложивших собственные средства в мероприятия по сохранению и восстановлению сельскохозяйственных угодий.Оценку стимулирования использования земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации можно ежегодно производить путем сравнения текущих значений определенных целевых индикаторов с соответствующими показателями предыдущего года. Однако целевые индикаторы индексов площадей земель и угодий не отражают всех изменений сельскохозяйственного землепользования. Так, главной причиной потери пашни является отсутствие у сельскохозяйственных производителей финансовых и технических возможностей поддержания продуктивности пахотных угодий. Предлагаются следующие доли участия источников финансирования в реализации мероприятий по стимулированию эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения: федеральный бюджет - 35 %, бюджеты субъектов Российской Федерации - 35%, прочие источники - 30%.
52-61 343
Аннотация
Реализация концепции экологически устойчивого экономического развития России связана с необходимостью разработки и управления достаточно затратными инвестиционными природоохранными проектами. Ориентация на использование в основном государственных инструментов регулирования природопользования не позволяет в достаточной степени стимулировать компании внедрять «зеленые технологии» и не загрязнять, а сохранять окружающую среду.Цели статьи1 - анализ современных инструментов регулирования природопользования, используемых в России, и разработка предложений по развитию рыночного инструментария стимулирования осуществления инвестиций в природоохранные мероприятия и проекты.В результате проведенного анализа государственной политики по обеспечению экологической безопасности, созданию условий для экологизации экономики было выявлено, что в настоящее время в России используются две основные группы инструментов управления природоохранной деятельностью. Во-первых, это инструменты бюджетного финансирования путем реализации государственных программ и федеральных целевых программ в области охраны окружающей среды. Во-вторых, это инструменты государственного регулирования, в том числе принуждения (платежи за загрязнение окружающей среды; лицензии; административная и уголовная ответственность) и поощрения (инвестиционный налоговый кредит; признание необлагаемых доходов и включение в налоговую базу расходов по налогу на прибыль; понижение размера платы; субсидии и гранты для разработки и коммерциализации инновационных технологий, связанных с защитой окружающей среды; ускоренная амортизация объектов по защите окружающей среды; льготное кредитование природоохранных инвестиций; специальные тарифы на возобновляемые источники энергии и др.). При этом применение рыночных инструментов не предусматривается.В статье даны рекомендации по использованию рыночных инструментов управления и стимулирования охраны окружающей среды, а именно предложены механизм торговли разрешениями (разрешительными лицензиями) на выбросы/сбросы загрязнений и перспективы создания рынка квот на загрязнения.

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

62-70 200
Аннотация
Предыдущий мировой финансовый кризис, начавшийся в США с кризиса ипотечных деривативов, заставил все мировое сообщество осознать рискованную взаимосвязь динамики рынков недвижимости и глобального финансового рынка. В числе реакций на кризис были повышение нормативов достаточности капитала и ужесточение требований к внутренним процедурам оценки достаточности капитала банков, нашедшие отражение в обновленном своде банковских стандартов Basel III, которые могут существенно повлиять на динамику рынка недвижимости за счет более консервативной политики банков при кредитовании под залог недвижимости.Банк России и вся банковская система России также стремятся модернизироваться в соответствии со стандартами Basel III, и в целом движение по этому вектору можно считать успешным по многим аспектам банковской деятельности. Вместе с тем до настоящего времени имеет место методологическое и техническое отставание российской банковской системы в эффективности управления портфелем недвижимости как составной частью собственного капитала банков. Поэтому на основе сравнения доли стоимости недвижимости в активах международных банковских групп и банков России в настоящей статье делается вывод о большей подверженности российских банков рискам изменения стоимости недвижимости по сравнению с международными финансовыми группами.Очевидно, что экономическая эффективность отдельных объектов и всего портфеля недвижимости в составе собственного капитала и активов Банка непрерывно влияет на его капитализацию в течение всего жизненного цикла объектов недвижимости - от замысла о создании/приобретении/ аренде для использования в основной деятельности Банка до момента отчуждения/ликвидации. Исходя из данного положения в статье сформулированы система понятий о ключевых аспектах и рисках, основные принципы, методы и функции комплексного эффективного управления портфелем недвижимости в составе собственного капитала и активов банка, а также обосновано научно-практическое направление дальнейшего совершенствования управления банковской недвижимостью на основе расчетных методик, в том числе учитывающих актуальные результаты мониторинга и прогнозирования рынков недвижимости.

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

71-81 162
Аннотация
Для повышения устойчивости региональной экономики необходима реализация стратегически значимых инвестиционных проектов с привлечением частного капитала. Рассмотрены инновационные инструменты антикризисного регулирования, позволяющие создавать механизмы привлечения долгосрочного частного финансирования для устойчивого развития региональной экономики. Проанализированы правовые новации 2014 г., включившие в хозяйственный оборот на территории Российской Федерации новые инструменты привлечения долгосрочных инвестиций: проектные компании (специализированные общества); эскроу-счета; новые условия залога; институты для управления новыми видами залога; механизмы уступки прав и обязанностей по договору; уступку прав на будущие денежные потоки и активы; специальные формы соглашения кредиторов. Рассмотрены права и особенности сделок, совершаемых специализированным обществом проектного финансирования.В кризисной ситуации актуальным является анализ эффективности существующих инструментов регионального развития национальной экономики - особых экономических зон (ОЭЗ) и перспектив их развития в связи с появлением новых инструментов долгосрочного привлечения частных инвестиций. Особый интерес в условиях кризиса представляют подходы к формированию инновационных форм регионального развития - территорий опережающего развития (ТОР). В мировой экономике все формы свободных экономических зон (СЭЗ) рассматриваются как антикризисный инструмент государственной политики, позволяющий придать импульс развития регионам и депрессивным территориям. В России до настоящего времени большинство ОЭЗ не стали центрами динамичного экономического роста региональной экономики, эффективного решения задач межрегионального территориального развития. Основной причиной медленного развития ОЭЗ в России являлось отсутствие законодательно закрепленных инструментов привлечения долгосрочных финансовых ресурсов.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

82-89 227
Аннотация
Российская экономика испытывает острый дефицит управленческих кадров, усиливающийся на фоне вектора на модернизацию. Нехватка компетентных руководителей приводит к отсутствию эталонных моделей, необходимых для становления нового поколения менеджеров.В научном сообществе нет консенсуса по вопросу подготовки современного эффективного менеджера, наблюдается нивелирование частью экспертов ценностей фундаментального образования в области менеджмента, призывающих к его замене краткосрочными бизнес-курсами и практическим опытом.В статье автор показывает, что в современных условиях менеджерам требуются принципиальные новые компетенции, позволяющие быстро обновлять знания и видеть широкий рыночной контекст. Для этого необходимо сформировать новый тип менеджера - менеджера-интеллектуала, использующего трансдисциплинарную картину мира. Опасно несерьезное отношение к образованию в области управления у части экспертов связано с тем, что место менеджмента и входящих в его предметную область наук в системе узкодисциплинарного знания остается неопределенным.С появлением трансдисциплинарной парадигмы, набирающей авторитет и популярность в качестве методологической основы для конвергенции наук, технологий и других областей знания в целях изучения глобальных проблем и формирования широкого консенсуса в научно-образовательном сообществе, статус управленческих дисциплин должен претерпеть кардинальные изменения. Автор полагает, что если современные менеджеры хотят эффективно управлять людьми, активами, процессами, изменениями, они должны познать предмет управления во всем многообразии его проявлений, понять и принять его сложную природу, а также научиться работать в этой непростой реальности.
90-101 188
Аннотация
Управление людьми в организациях включает несколько видов деятельности, в том числе управление их жизнедеятельностью, исполнением, противодействием, согласованием, координацией, коммуникацией.В управленческой деятельности, как и в любой другой, существуют различные уровни сложности. В современной литературе предлагается несколько критериев уровней управленческой деятельности и представлены контуры уровней ее профессионализма. На основании проведенных исследований автором были выделены десять уровней управленческой деятельности. Каждый из уровней представляет собой новую ступень качественной значимости и усложнения управленческой деятельности.Между уровнями модели развития личности управленцев и уровнями их профессионализма существует взаимосвязь. Благодаря освоению комплекса знаний и приобретения определенных умений и навыков в заданной сфере можно достичь следующего уровня профессионализма управленцев.Для достижения более высоких уровней профессионализма автором была разработана модель профессионального развития управленцев. Приведена структура одного из важнейших блоков этой модели «Приобретение эмоциональной устойчивости в деятельности».Для освоения всех блоков модели профессионального развития управленцев и приобретения соответствующих умений необходимо использование интенсивных образовательных технологий, в том числе несколько видов игровых технологий, тренингов и конкретные ситуации.Опыт применения программы развития управленцев позволил определить основные элементы и направления развития образовательного процесса, которые представлены в виде онтологической схемы. В качестве примера приведены структура проблемно-ситуационной игры «Профессионализм управленцев» и методика применения системы оценок деятельности участников игры по нескольким параметрам.Таким образом, уровни профессионализма, модель профессионального развития управленцев и интенсивные технологии обучения представляют собой методологический комплекс, обеспечивающий развитие компетентности специалистов в управленческой деятельности.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)