Preview

Управленческие науки

Расширенный поиск
Том 7, № 4 (2017)
https://doi.org/10.26794/2304-022X-2017-7-4

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ 

6-15 244
Аннотация
Актуальность. Актуальность исследования заключается в том, что накопленные отходы горнодобывающего производства, содержащие полезные компоненты в промышленных концентрациях, могут являться объектом недропользования, а следовательно, относятся к объектам государственной собственности. Данное исследование началось с постановки проблемы - обозначения факта и причин нерационального и даже расточительного пользования недрами ввиду неэффективного управления государственной собственностью. В соответствии с данной проблемой определена цель исследования - разработка и обоснование мер рационального управления государственной собственностью. Определено, что лицензионная система, существующая в Российской Федерации, показала свою достаточно высокую эффективность при разработке крупных месторождений полезных ископаемых, но для освоения небольших техногенных месторождений она не подходит, поскольку не создает достаточных стимулов для привлечения инвестиций. Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой неэффективного управления нетрадиционными объектами недропользования, относящимися к государственной собственности. В соответствии с целью данного исследования определены объект - отходы горнодобывающего и перерабатывающего производств и предмет - отношения в сфере управления государственной собственностью в нед­ропользовании. Методы. Методология исследования связана с анализом правовых форм, регулирующих отношения между государством и инвесторами в сфере недропользования. Информационной базой исследования были данные Росстата, профильных министерств и ведомств, нормативно-правовые акты. Теоретическая база исследования опиралась на работы таких авторов, как С. А. Сосна, Н. Г. Степанова, В. Б. Кондратьев, Н. С. Жукова, В. Г. Варнавский и др. Результаты. По результатам исследования формируется вывод о возможности применения практики заключения концессионных соглашений в недропользовании, в отношении освоения отходов горнодобывающего и перерабатывающего производств, содержащих полезные ископаемые. Перспективы. Основные результаты исследования могут представлять практический интерес при проработке инновационных проектов в целях перехода страны к устойчивому развитию, в частности в отношении использования отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производств. Создание производственной системы освоения техногенных ресурсов может стать точкой роста экономики России и при соответствующем институциональном обеспечении способствовать экономическому росту на инновационной основе.
16-25 245
Аннотация
Актуальность. Одной из важнейших задач в системе обеспечения экономической безопасности страны является мониторинг состояния экономики, предусмотренный Стратегией обеспечения экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. В то же время в настоящее время система наблюдения за состоянием и динамикой экономики России в целях подготовки управленческих решений для обеспечения безопасности как организационная информационно-техническая система и институт в контуре государственного управления не существует. В связи с этим постановка задачи о разработке системы мониторинга является актуальной научно-прикладной задачей. Методы. Для решения рассматриваемой в статье проблематики использовались системный анализ, витальный подход к исследованию организационных систем, макроэкономика. Результаты. Предложено определение понятия мониторинга в сфере экономической безопасности как непрерывного регламентированного процесса; сформулирована цель мониторинга как участие в обеспечении устойчивости экономики, минимизация неопределенностей внутренней и внешней среды. Определены основные задачи и предметные области мониторинга, его обобщенная информационная модель. Введено понятие уязвимости в системе обеспечения экономической безопасности. Поставлена задача создания институциональной инфраструктуры мониторинга, научно-методического, кадрового обеспечения, регламентного и других видов его обеспечения. Перспективы. Результаты работы могут быть использованы для организации проекта создания системы мониторинга, развертывания методических исследований.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

26-35 222
Аннотация
Альность. Управление развитием региональной экономики испытывает достаточно серьезные методологические и инструментальные трудности. Многоотраслевой характер, институциональные ограничения, частная собственность компаний не позволяют конструктивно воздействовать на рост валового регионального продукта (ВРП). Подавляющее число исследований этой проблемы ограничивается только пассивным мониторингом состояния экономики региона или прогнозирует ее динамику. Методы. В статье предлагается подход к планированию роста ВРП, основанный на активном воздействии на региональную экономику с использованием инвестиционных инструментов в рамках принятых стратегий и программ. Аргументация в пользу такого подхода состоит в том, что развитие большинства регионов из года в год испытывает дефицит инвестиционных ресурсов, потребность в дотациях региональных бюджетов, потерю производств и рабочих мест. Предлагается формировать имитационную модель планирования на основе концепции системной динамики. Региональная экономика как система видов экономической деятельности (ВЭД) в модели имеет векторное представление производственно-технологической функции каждой отрасли, а стратегии развития представлены в виде специальной матрицы инвестирования. Такой подход позволяет максимально адекватно учитывать процесс производства ВРП отрасли на основе включения в ее производственную функцию таких характеристик, как: основные производственные фонды (ОПФ), капиталоотдача, рентабельность затрат, чувствительность к инвестициям, соотношения «потребление - выпуск». Результаты. В методике разработаны процедуры формализации стратегий и программ инвестирования роста региональной экономики, в частности ВРП. Для каждой отрасли в матрице инвестирования отведено три строки: одна строка содержит объемы инвестирования ОПФ, вторая - действия по изменению капиталоотдачи, третья - отражает изменения качества организации деятельности отрасли, соотношения «потребление - выпуск». Для каждого года планирования в матрице отводятся два столбца, один из которых указывает на вложение средств, второй - на отдачу (полученный эффект в денежном измерении) в установленные моменты времени. Связь между модельным представлением региональной экономики и матрицей развития осуществляется на основе формальных соотношений, которые определяют динамику изменения отрасли во времени под воздействием стратегии (матрицы стратегий). Перспективы. Результатом разработанной авторами методики планирования роста ВРП являются процедуры оценки оптимальных стратегий, позволяющие принимать обоснованные решения об объемах и направлениях инвестирования ВЭД, а также в рамках имеющихся ресурсов достигать максимального роста региональной экономики.
36-45 291
Аннотация
Актуальность. На сегодняшний день развитие регионов на базе инноваций является важнейшим фактором их конкурентоспособности. Способность региона изменять внутреннюю политику и производить высокотехнологичную продукцию формирует инновационный потенциал региона. Основным локомотивом инновационного развития российской экономики являются предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и государственные институты, с ними связанные, что и определяет направление по анализу повышения эффективности инновационной активности региона сквозь призму ОПК. Методы. В статье была проанализирована ситуация относительно региональных инициатив по развитию инновационного потенциала предприятий ОПК, показатели, влияющие на инновационный потенциал региона, и факторы, определяющие их. Результаты. Наиболее эффективными в данном контексте представляются кластерные инициативы, объединяющие науку, производство и государство и дающие наибольший толчок инновационному потенциалу региона. В результате проведенного анализа был сделан вывод о необходимости организации кластеров под эгидой предприятий ОПК. Перспективы. Дальнейшее продвижение таких инициатив может быть связано с передачей ведущей роли предприятиям ОПК, что создаст конкурентную среду и обеспечит развитие инновационных процессов в регионе. Во взаимосвязи с вектором диверсификации деятельности предприятий ОПК синергетический эффект от такого взаимодействия может быть наибольшим.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ 

46-53 464
Аннотация
Актуальность. Опыт применения ключевых показателей эффективности и сбалансированных систем показателей, свидетельствующий о значимых негативных последствиях в системе управления и организационной культуре, обусловил поиск новых подходов к управлению результативностью труда руководителей, способствующих развитию внутренней мотивации. Цель работы - провести исследование возможностей применения оценки эффективности проектов для управления результативностью труда руководителей. Авторами выдвинута и обоснована идея построения системы управления результативностью труда руководителей на основе оценки эффективности проектов, осуществляемых под их руководством. Методы. Концептуальная основа статьи базируется на методологии системного подхода, в частности методах структурно-функционального и процессного подходов, также в работе использовались методы анкетирования и математической статистики. Авторами проведено анкетирование слушателей Президентской программы подготовки управленческих кадров с целью исследования степени распространения проектно-ориентированного управления и состояния оценки эффективности управления проектами на предприятиях г. Омска. Результаты. В статье проанализированы позитивные стороны и сдерживающие факторы построения систем ключевых показателей эффективности и систем сбалансированных показателей для оценки проектной деятельности и результативности труда руководителей в организациях, реализующих проекты. Выявлена зависимость уровня эффективности компании и степени оценки эффективности проектов. Перспективы. В качестве стратегических ориентиров формирования системы управления результативностью труда на базе ключевых показателей эффективности проектов предложены решения с учетом широкого круга вопросов от обучения руководителей организаций и проектов до управления изменениями в компаниях, применяющих проектное управление. Авторами сформулированы этапы реализации предложенного подхода: определение концепции управления результативностью труда; оценка возможностей и определение круга управленческих решений по привязке системы оценки результативности труда руководителей к результатам проектной деятельности; установление ключевых показателей эффективности проектов; проработка институциональных аспектов внедрения ключевых показателей эффективности проектов; разработка механизма реализации системы управления результативностью труда на базе ключевых показателей эффективности проектов.

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 

54-63 388
Аннотация
Актуальность. Статья посвящена описанию управления бизнес-процессами в деятельности банков на первичных рынках капитала. Данное направление банковского бизнеса является одним из ключевых на финансовом рынке, так как роль современных банков заключается в проведении прибыльных операций по нахождению инвесторов при размещении ценных бумаг корпораций на международных рынках капитала (акции, еврооблигации, консультационные услуги по управлению заимствованиями клиентов на рынках капитала). Для российских заемщиков полный спектр услуг на рынках капитала предоставляют ведущие российские банки и крупнейшие международные инвестиционные банки. Методы. Цели и задачи исследования заключались в разработке ключевых управленческих бизнес-процессов, таких как: стратегия и прогнозирование, бенчмаркинг и SWOT-анализ, показатели эффективности деятельности и бюджетирование, операционная и финансовая управленческая отчетность. В статье приводятся примеры предложенных управленческих инструментов, основанных на методах конкурентного анализа, аналитического прогнозирования и финансового менеджмента. Результаты. Приведенные методы управления банковскими бизнес-процессами позволяют оптимальным образом планировать деятельность и осуществлять мониторинг результатов банковской деятельности на рынках капитала, включая количественные оценки следования стратегии и достижения поставленных целей. Перспективы. Полученные результаты могут быть использованы для анализа функциональных обязанностей департамента по работе на рынках капитала (подготовка коммерческого предложения, получение внутреннего одобрения в банке, этап синдикации, подготовка документации, закрытие сделки), а также взаимодействия с другими департаментами банка по развитию бизнеса (включая риски, финансы, стратегию).
64-71 277
Аннотация
Актуальность. В современных условиях высокой волатильности цен на нефть и нестабильной экономической ситуации особое внимание нефтегазодобывающих компаний должно уделяться качеству планирования инвестиций. Целью исследования является изучение существующих проблем инвестиционного планирования в российских нефтегазодобывающих компаниях, вызванных несовершенством действующей методологии функционального бизнес-процесса «Инвестиционное планирование», а также разработка рекомендаций по решению данных проблем. Методы. В проведенном исследовании использовались общенаучные исследовательские методы: анализ и синтез, индукция, моделирование и системный подход. При изучении проблем в качестве источников рассматривались средства массовой информации и нормативные документы российских нефтегазодобывающих компаний. Результаты. Выявлены три ключевые проблемы существующего подхода к инвестиционному планированию в нефтегазодобывающих компаниях. Первой проблемой является отсутствие регламентированной оценки экономической эффективности отдельных комплексов работ (например, зарезки боковых стволов, бурения куста скважин и др.) в рамках общего проекта разработки месторождения, что создает риск осуществления неэффективных инвестиций в разработку месторождения. Второй проблемой является несоблюдение плана инвестиционных расходов ввиду отсутствия эффективной системы контроля за расходом средств. Третьей проблемой существующей методологии инвестиционного планирования автор считает отсутствие механизма оптимизации инвестиционного портфеля компании. Для решения указанных проблем предлагается внедрить в методологию ведения функционального бизнес-процесса «Инвестиционное планирование» элементы проектного и портфельного управления, а именно в качестве объекта инвестиционного планирования использовать проект на месторождении, применить фазовый процесс реализации крупных проектов, а также создать механизм оптимизации портфеля инвестиционных проектов на базе математической оптимизационной модели. Перспективы. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейшей работе специалистами в области корпоративного управления, инвестиционного планирования, а также институтами, занимающимися проблемами внедрения методологии управления проектами.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 

72-79 305
Аннотация
Актуальность. Актуальность исследования определяется недостаточной систематизацией ключевых проблем, связанных с мотивацией, стимулированием и вознаграждением за труд, что порождает не только снижение эффективности производства в разных сферах, но и возрастающее чувство неудовлетворенности работников. Соответственно, целью исследования является анализ и обобщение проблем мотивации труда. Более конкретные задачи нашего исследования направлены на: 1) выделение таких ключевых проблемных направлений; 2) конкретный анализ по каждому проблемному направлению, в частности по полимотивации (многоаспектности) трудовой мотивации, по недостаточному профессиографическому исследованию (как основы для более совершенного нормирования труда), по оценке труда и по реализации принципа справедливости в системе мотивации, стимулирования и вознаграждения за труд. Методы. Основным методом нашего исследования является теоретико-методологический анализ и обобщение имеющихся отечественных и зарубежных исследований по заявленной проблематике, дополненные методами герменевтики, предполагающими анализ общекультурного и социально-экономического контекста реализации принципа справедливости в разных системах мотивации, стимулирования и вознаграждения за труд. Результаты. Основными результатами (выводами) исследования является выделение наиболее проблемных направлений анализа несовершенства многих существующих систем мотивации труда, в частности: а) полимотивированность трудовой деятельности, нередко извращающей трудовую мотивацию, если и руководители, и подчиненные утрачивают связь своего труда с ценностями организации и всего общества, для которого они и трудятся; б) недостаточное профессиографическое исследование конкретных видов трудовой деятельности, осложняющих разработку нормативов по трудовым нагрузкам, по медико-гигиеническим ограничениям, а также по соответствующим нормативам вознаграждения за труд; в) недостаточно обоснованные системы оценки труда; г) часто встречающееся игнорирование принципа справедливости в системах мотивации либо его извращенное толкование. Перспективы. Мы видим дальнейшую перспективу исследования в более конкретном анализе, обобщении и построении более четкой типологии (системы) различных проблем, связанных с мотивацией, стимулированием и вознаграждением за труд, применительно к конкретным организациям и трудовым постам. Это, на наш взгляд, является важнейшим условием не только совершенствования деятельности в конкретных организациях, но и своеобразной профилактикой недовольства своим трудом отдельных работников и целых коллективов, а также профилактикой и снижением общего недовольства на уровне регионов и страны в целом.
80-89 379
Аннотация
Актуальность. Мировая практика реформирования системы государственного управления основана на концепции нового государственного менеджмента (или управления) - NPM (New Public Management). В ее основе заложены условия соблюдения прозрачности деятельности государственных служб, перестройки их работы для повышения эффективности и сокращения расходов. Текущая ситуация в области управления государственной службы в России характеризуется рядом проблем. Цель данного исследования - показать особенности формирования кадрового потенциала, управления знаниями и компетенциями в государственной гражданской службе России. Среди задач исследования выделены следующие: дать анализ текущей ситуации в управлении развитием компетентностного потенциала сотрудников государственной службы на основе опроса государственных служащих и работников подведомственных учреждений; обосновать роль компетентностного подхода как неотъемлемой части системы управления персоналом организации; привести основные этапы формирования кадрового резерва, выделить требования к кандидату на должность государственной службы, эффекты, которые могут быть получены в результате эффективно построенной системы управления программой кадрового резерва государственной службы. Методы. В статье дано описание модели совершенствования управления кадровым резервом государственной службы. Приведен алгоритм оценки соответствия модели компетенций молодого специалиста требованиям рабочего места на основе метода оценки Assessment. Результаты. Разработанная процедура анализа компетенций позволяет избежать ошибок при назначении кандидатов на должность, поднять на совершенно новый уровень систему управления государственной службой. Практика применения компетентностного подхода к формированию кадрового потенциала имеет хорошие результаты в европейских странах и активно применяется российскими инновационными компаниями. Перспективы. Исследование является научной базой для создания нейросетевой модели подбора кадров и управления талантами в решении проектных задач на основе конкретного набора характеристик и компетенций.

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ 

90-97 263
Аннотация
Актуальность. Предлагаемая статья направлена на рассмотрение одного из исследовательских вопросов, возникающих в связи с проблемой подготовки магистров, ориентированных на работу в сфере гостеприимства. Цель статьи состоит в представлении результатов исследования, направленного на выявление компетенций, которыми должны обладать выпускники магистерских программ, поступающие на работу в российские и международные организации гостиничной сферы. Методы. Методология исследования базируется на концептуальных подходах к изучению компетенций, разработанных отечественными и зарубежными исследователями. В частности, за основу взят компетентностный подход, получивший свою реализацию в ходе Болонского процесса. Основные методы сбора данных включают в себя анализ документов, в качестве которых рассматриваются профессиональные и образовательные стандарты, глубинные интервью с экспертами - топ-менеджерами отелей и сотрудниками среднего звена, дополненные анкетированием. Результаты. Результатом исследования стал перечень компетенций выпускников магистерских программ, востребованных рынком труда в гостиничной сфере. Выявленные компетенции представляют интерес в первую очередь для образовательного сообщества. Перспективы. Полученные результаты исследования могут быть использованы для формирования образовательных стандартов, а также учебных планов образовательных магистерских программ по гостеприимству и учебных программ отдельных учебных дисциплин. Кроме того, результатами исследования могут воспользоваться специалисты по управлению персоналом, занимающиеся вопросами подбора и отбора персонала для компаний в сфере гостеприимства.

УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ 

98-102 239
Аннотация
Актуальность. Важным условием социально-экономического процветания, включающего в себя этапы организации, продвижения и реализации инноваций, является степень заинтересованности участников процесса в развитии инновационного потенциала. Выявление показателей, влияющих на совершенствование инновационной инфраструктуры, дает понимание способов формирования системы. Методы. В статье приведены результаты проведенного автором интернет-опроса студентов российских вузов о факторах, препятствующих развитию студенческих стартапов. Результаты. Анализ полученных результатов показал, что наибольшее желание участвовать в стартап-проектах проявляют студенты технических специальностей, а также студенты младших курсов бакалавриата. Выявленные по результатам опроса факторы были проранжированы. Перспективы. Анализ факторов позволил определить два уровня управления (федеральный и внутривузовский), на которых должны приниматься решения, способствующие развитию вузовских стартапов. В статье даны конкретные предложения по совершенствованию управления инновационной инфраструктурой вузов на каждом из уровней: внутривузовском (по обеспечению материальной заинтересованности участников стартапов, созданию системы распространения информации и др.) и федеральном (по генерированию спроса на инновации и повышению объема финансирования вузовских стартапов).


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-022X (Print)
ISSN 2618-9941 (Online)